Skip to content

Индикатор состояния российского кино: Кинотавр 2016

Главное о кинофестивале

Двадцать седьмой открытый российский кинофестиваль в этом году пройдет с 6 по 13 июня на Черноморском побережье в Сочи. Лекала, сантиметровые ленты, швейные ножницы кинематографа – не в счет. Коммерциализацию и заработок можно смело отправлять в корзину – территория свободная от счетоводов валюты с дребезжащими машинками. Канны, Торонто, Берлин, Венеция – мировые фестивальные площадки ничем не привлекающие протекциониста. Курс на «южную столицу» России.

История

вторая«Кинотавр» проводится в Сочи с 1991 года. Был создан Марком Рудинштейном и Олегом Янковским, бессменным президентом фестиваля с 1993 года по 2004 год. Но позже, в 2005 году, представлять широкой публике тенденции развития российского кинематографа взялся Александр Роднянский, являющийся президентом «Кинотавра» и по сей день. За все время существования фестиваля номинации порой претерпевали изменения, но неизменными всегда оставались: приз за лучшую режиссуру, за лучший дебют, за лучшую мужскую и женскую роли, за лучшую операторскую работу, за лучший сценарий, за лучшую музыку к фильму, за лучший «Короткий метр». Основным призом является «Золотая жемчужина» – заветная для служителей киноискусства статуэтка. Участвовать в конкурсе может абсолютно любой фильм на русском языке, ибо географические границы сякнут пред скопищем киносоздателей по всему миру.

Жюри

кинотавр 2016 27Николай Лебедев, режиссер некогда участвовавший в Кинотавре с картинами «Змеиный источник», «Звезда», а также известный по нашумевшему с рекордными сборами фильму «Экипаж», в этом году возглавил жюри. Помимо него, решение об определении первых из лучших предстоит принять оператору Сергею Мачильскому, кинокритику Нине Зархи, режиссеру и продюсеру Джанику Файзиеву, сценаристу и режиссеру Анне Пармас. Именно они обратятся в весовщиков вкуса. Как говорил Ницше: «…горе всему живущему, если бы захотело оно жить без спора о весе, о весах и весовщике».

Основная программа

третьяВ отечественном кинематографе, как на масляном семейном портрете, собралось три поколения: старшее, среднее и младшее. Именно младшее поколение сегодня выходит на передний план, все внимание фокусируется на нем. Встречи с дебютантами многообещающие, в ногу с ними идут Иван Твердовский с картиной «Зоология», Анна Матисон — «После тебя» (в главной роли Сергей Безруков). Представителем среднего колена можно назвать Кирилла Серебренникова с экранным воплощением «Ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, которое будет показано в последний день конкурсной программы.

Российское кино-2016 – это не только залп блокбастеров, но еще и молодые режиссеры, женщины в кино, документалисты и актеры-суперзвезды, меняющие амплуа.

Ситора Алиева
программный директор фестиваля

Слышен ли голос времени в представленных картинах, будет ли современник прислушиваться и считывать с самых глубин тайные, влекущие значения, только предстоит узнать.

Короткий метр

перваяПопуляризация во всех своих проявлениях пронзила сердечный хронометр, выбив несколько десятков минут. Каждый пытается насытиться получасовой временной историей, то ли боясь поглощающего полного метра, то ли признают лишь емкие формы высказывания. Такой формат весьма коварен, ирония может оказаться сарказмом. 23 работы. Дебютанты. Именитые актеры. Зрителю предстоит отведать смеси, заготовленные и настоявшиеся в личных погребах киносоздателей.

Рынок проектов

пять10 июня вместо традиционного питчинга пройдет «Рынок проектов». Благодаря ему на экраны в свое время выходили такие фильмы как «Чайки», «Коробка», «14+». Случилась переориентация на поиск новых имен, впервые на Кинотавре будут представлены 10 сценариев (8 полнометражных картин и 2 web-сериала) киношкол. Три из десяти проектов представляют сценарную школу Александра Гоноровского, методика которого резко отличается от традиционной – индивидуализация, особый подход к каждому начинающему сценаристу. Пожалуй, инвесторам придется опустошить свои карманы, наполненные ассигнациями и побороться за представленные лоты.